Известно, что по инициативе Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона 2025 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН «Международным годом защиты ледников», а 21 марта — Международным днем защиты ледников. Таджикистан как инициатор важных глобальных экологических инициатив призывает все заинтересованные стороны активно участвовать и вносить свой вклад в подготовку и проведение Международной конференции высокого уровня по сохранению ледников, которая запланирована на 29-31 мая в Душанбе.
Стоит отметить, что с 13 по 15 мая текущего года в г. Ашхабад (Туркменистан) проходила седьмая Центрально-азиатская конференция по вопросам изменения климата, которая является одним из ключевых ежегодных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества в сфере устойчивого развития и климатической политики между странами Центральной Азии. Делегация Таджикистана, состоящая из специалистов государственных органов, экспертов и представителей гражданского общества, приняла участие в работе Центрально-Азиатской конференции по вопросам изменения климата в Ашхабаде.
Заместитель председателя Комитета по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан Лоик Рахмонзода в ходе своего выступления на церемонии открытия конференции отметил ключевые климатические приоритеты Таджикистана, одновременно пригласил всех присутствующих принять участие на Душанбинской Международной конференции высокого уровня по сохранению ледников.
Тема ледников хоть и не обсуждалась на пленарных сессиях данной региональной конференции, однако активно разъяснялась участникам конференции.
Эксперт по вопросам климата из Фонда «Природа и люди», участник работ по РКИК ООН с 1993 года КОКОРИН Алексей Олегович, который проводил тренинг для сотрудников СМИ стран региона, в своем презентации затронул тему защиты ледников.
По его мнению, деятельность по «сохранению ледников» нередко воспринимается с иронией, как можно их сохранить. Накрывать белыми или блестящими пленками, красить окружающие скалы в белый цвет, зимой намораживать лед и т.п.? По сути дела, имеется в виду совершенно практическая деятельность.
Во-первых, адаптация местных сообществ, зависящих от ледников, как аккумуляторов воды, постепенно отдающих ее в летнее время. Здесь очень важно международное климатическое финансирование, гранты на изменение хозяйственной деятельности людей в новых условиях. Во многих местах адаптация уже очень сложна или практически невозможна, это те случаи «потерь и ущерба», которым в РКИК ООН уделяется особое внимание. Создан новый фонд Foundation to Respond Loss and Damage, пока он работает как часть «экосистемы» Всемирного банка, но через три года станет действовать самостоятельно. В данном контексте особое значение приобретает трансграничное сотрудничество ледниковых стран и государств, расположенных ниже по течению рек.
Во-вторых, мониторинг состояния ледников, опасности селей и прорыва горных озер, грозящих наводнениями. Важно создание современных систем мониторинга и раннего предупреждения, тесная координация по линии гидрометеорологических служб и ВМО, содействующие трансграничному сотрудничеству.
В-третьих, нужна широкая пропаганда ледниковой проблемы. Она очень явно показывает людям негативные последствия глобального потепления. Ледники и в целом проблемы горных стран нужно синхронно продвигать на всех международных площадках, в частности, на будущих СОР РКИК, намеченной на 2026 год, конференции ООН по водным ресурсам и др.
Таким образом, задача инициативы по ледникам – стимулировать международное сотрудничество по мобилизации ресурсов на адаптацию, по исследованиям и системам предупреждения, в целом синхронизации климатической политики стран доноров и стран Глобального Юга, зависящих от ледников.
Начальник центра прогноза погоды Агентства по гидрометеорологии Комитета по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан Парвина САИДЖАМОЛОВА в ходе беседы рассказала, что ледники – это не только климатическая, но и стратегическая тема. Судьба ледников Таджикистана— общий вопрос для всех пяти стран региона, так как они являются водным источником для всех стран Центральной Азии. Однако изменение климата ускоряет их таяние: по данным гляциологов, страна потеряла около 30% ледникового объема за последних 50 лет, что сказывается на водной безопасности в сельском хозяйстве.
В 2018 году по инициативе Таджикистана стартовала Международная декада действий «Вода для устойчивого развития». С этого момента активизировалось взаимодействие между странами Центральной Азии. Были запущены совместные проекты по мониторингу ледников, обсуждению вопроса по равноправному распределению воды. Были вовлечены международные партнёры, как ООН, ЮНЕСКО, FAO, Европейский союз, GIZ и т.д. Появились национальные программы по адаптации к изменению климата и сохранению ледников.
Но проблемы ещё остаются. В засушливые годы обостряются споры между странами, особенно между верховьями и низовьями трансграничных рек. Также остаются вызовы в финансировании научных исследований и недостаточной технической оснащённости.
Будущее — за совместным управлением. Эксперты сходятся во мнении о том, что в условиях климатических изменений ни одна страна региона не справится в одиночку. Только совместное управление трансграничными водами, научное сотрудничество и создание устойчивых механизмов предотвращения конфликтов обеспечат Центральной Азии стабильное водное будущее.
Руководитель Водно-энергетической программы для Центральной Азии (CAWEP) Дмитрий ПЕТРИН в ходе панельной сессии “Вода и энергетика” рассказал, что сотрудничество в области водной и энергетической безопасности в контексте меняющегося климата является важнейшим приоритетом для всех стран региона.
Изменение климата влияет на таяние ледников, вследствие чего увеличивается количество наводнений и засухи. Вряд ли можно остановить таяние ледников, оно будет происходить, к нему нужно готовиться, нужно его правильно учитывать.
Наш собеседник упомянул, что для нас главное учёт и моделирование в ситуации климатических изменений воздействие на ледники, воздействие на доступность воды, возможности водно-энергетических каскадов, которые строятся сейчас, чтобы использовать те возможности, которые имеются у стран совместно для того, чтобы противостоять угрозам ледников через моделирование, через расчёты и долгосрочное планирование. Потому что таяние ледников это не планирование на 2 года, а на более 30-50-и лет. По его мнению такого рода анализ делается и будет представлен в рамках Душанбинской международной конференции по защите ледников.
Джамолиддин ЯКУБОВ, Орхус центр Душанбе